Если ваша батарея отработала свой ресурс и предстоит купить новый, желательно недорогой, аккумулятор, то следует разобраться и в других электрических характеристиках батареи помимо емкости, о которой шла речь в предыдущей статье.
Разность между потенциалами на полюсах выводов батареи это и есть ее напряжение. Опытные владельцы автомобилей знают, что его необходимо измерять, чтобы получить точный параметр, когда вызванные током заряда/разряда переходные процессы закончились. Продолжительность этих процессов составляет несколько часов. Что касается изменения напряжения АКБ, то оно может изменяться в диапазоне от 0,6 до1,8 Вольт. Стоит понимать, что напряжение новоприобретенной заряженной стартерной АКБ держится в диапазоне 12,7 В-13,3 В, хотя ошибочно принято считать, что его номинал – 12 В.
Эта электрическая характеристика указывает на максимальную пусковую способность батареи. Если проще, то речь идет о ее способности отдавать ток при t = -18 град./C по окончании заданного временного интервала до тех пор, пока напряжение АКБ не снизится до необходимого минимума.
В продаже есть автомобильные аккумуляторы, выпускаемые по стандартам DIN, EN, SAE, IEC. Каждый из них устанавливает испытательный интервал и допустимое минимальное значение напряжения АКБ. По таблице ниже можно узнать требования каждого стандарта для того, чтобы иметь представление о токе холодной прокрутки АКБ, который собираетесь купить в Москве либо еще где-то.
Стандарт | DIN 43539 Т2 |
EN 60095-1 |
SAE | IEC 95-1 (МЭК 95-1) |
Интервал разряда (в секундах) при первой проверке | 30 | 10 | Менее 30 | 60 |
Напряжение в конце временного интервала U30 (в Вольтах) | Менее 9 | Менее 7,5 | 7,2 | Менее 8,4 |
Общее время разряда Т 6 В (в секундах) | Менее 150 | Менее 150 | - | - |
Когда вы выбираете подходящую модель в интернет-магазине автомобильных аккумуляторов, знайте: сила тока холодного старта (ССА) должна быть кратно больше номинальной емкости минимум в 6,5 раз, а максимум в 7,5. Только при таком условии количество пусков двигателя за период службы автоаккумулятора будет не менее 4 тысяч, а для малообслуживаемого не менее 12 тысяч.
Хотя эту характеристику в паспорте АКБ указывают не все производители, для покупателей она, безусловно, важна. Дело в том, что RC показывает то время, на протяжении которого батарея может обеспечивать работу транспортного средства в случае поломки генератора. При этом норма потребления тока электрическими системами автомобиля - 25 А – сохраняется до тех пор, пока напряжение не падает до 10,5 В.
Стандартной величины остаточной емкости не установлено, однако полезно понимать: 100 минут работы батареи с емкостью 55 А/ч при неисправном двигателе – достойный показатель.
Этот электрический параметр предлагаемых на продажу аккумуляторов для автомобилей включает в себя сопротивление между электродами батареи и электролитом, а также сопротивление внутренних соединений. При комнатной t у новой АКБ типовой показатель внутреннего сопротивления равняется 0,005 Ом. Будьте готовы к тому, что по мере увеличения срока службы батареи ее внутреннее сопротивление увеличивается во много раз. Как результат - невозможность прокрутить стартер.
Вот и все, что любознательному автолюбителю полезно знать об электрохарактеристиках аккумулятора для своего европейского, отечественного или любого другого авто. Удачи на дорогах!